Adept6 Posted December 28, 2009 Posted December 28, 2009 АМОРТИЗАТОР ЛИНЯ ИЗ КАТЕТЕРА В неглубоких водоемах, если встреча с крупным трофеем маловероятна, многие охотники обходятся без катушки на ружье. При таком подходе, я думаю, нужно предъявлять повышенные требования к амортизации линя – это должно снизить количество сходов (не только крупной) рыбы. Некоторые для изготовления амортизаторов использует медицинские урологические катетеры. Латексная резина, из которой их делают, отличается высоким качеством, способна при растяжении удлиняться более чем вчетверо (прим.1), и обладает минимальной "памятью". Хороши катетеры и тем, что выпускаются различных размеров, следовательно, можно изготовить амортизаторы различной мощности. Но резиновая трубка катетера имеет относительно толстые стенки и небольшой внутренний диаметр, что серьезно ограничивает длину шнура (отрезка линя), который заделывается внутрь. Если этот отрезок мал, то и амортизатор способен растянуться всего лишь на эту длину, а ее может не хватить, чтобы удержать рыбу от жесткого рывка. Можно, конечно, поставить более мощную резину, но в этом случае амортизатор малоэффективен при плохом попадании – рыба может себя порвать. Чтобы эффективно гасить рывки, хороший амортизатор в моем понимании должен растягиваться на возможно бо́льшую длину – на которую вообще способна растянуться его резина. В этом случае можно использовать катетеры малых диаметров – вначале усилие растяжения будет минимальным; по мере растягивания оно будет плавно нарастать, в конце становясь довольно значительным. "Правильный" амортизатор гасит рывки не намного хуже "шляпной" резинки (которую не даром многие любят) – рыбе очень трудно порваться или жестко дернуть. Но сделать такой не у всех получается. Вот, к примеру: вы решили изготовить амортизатор из трубки длиной 25см и наруж. диам.≈7мм. Пытаетесь, поместить внутрь 1м шнура, поскольку резина легко растягивается на эту длину. Поместили, но обнаружили, что амортизатор не "хочет" сжиматься до исходных 25см – со шнуром внутри он стал значительно длиннее, а резина взбугрилась. Кто занимался, конечно, сталкивался с такой проблемой. Причина очевидна: объем сложенного шнура превышает внутр. объем резиновой трубки. Если взять шнур потоньше – возникает опасение: не станет ли амортизатор "слабым звеном". Значит, нужно найти кусок такого шнура, который был бы так же прочен, но значительно тоньше. При этом он должен быть очень мягким, чтобы полость трубки максимально плотно заполнялась. Некоторые фирмы выпускает амортизаторы со шнуром из "дайнемы". А в самодельном творчестве можно с успехом использовать сложенную в несколько раз рыболовную плетенку. Она достаточно прочна, поскольку тоже, как правило, изготавливается из волокна Dyneema (прим.2). Посчитаем для примера: у нас есть плетенка диам. 0.15мм с разрывным тестом 5кг (прим.3). Если мы желаем получить разрывную прочность амортизатора 100кг, нам потребуется 16 нитей (прим.4). Сложенные вместе, они образуют прядь, диаметр которой теоретически составит где-то 0.6 мм. Визуально она, конечно, будет казаться толще, поскольку нити не прилегают плотно друг к другу. Кроме того, пучок тонких, не сплетенных нитей гораздо мягче цельного шнура, а потому амортизатор заполняется полностью, без пустот (прим.5). На фото видно, какую форму принимает плетенка внутри трубки катетера №20 . Quote
Adept6 Posted December 28, 2009 Author Posted December 28, 2009 С такой начинкой амортизатор растягивается и сжимается практически так же, как и пустая трубка, т.е. не менее чем в 4 раза; его потенциал полностью реализован, при этом прочность можно довести до весьма высоких значений. На следующем фото вариант из тонкого катетера №16, где всего 4, но толстых (рыхлых) плетеных шнура. Quote
Adept6 Posted December 28, 2009 Author Posted December 28, 2009 Как правило, использую амортизаторы из катетеров №20, (иногда еще тоньше) и у меня ни разу не было замечаний к их работе. Повторюсь, если условия охоты (или ваши предпочтения) требуют применения катушки, сказанное здесь, в известной мере теряет актуальность. Для тех, кто захочет воплотить все это в жизнь, привожу ниже несколько практических советов. Конечно, возможны и другие варианты, здесь только расскажу, как делал сам. Из обоих концов амортизатора выступают петли: одна – для крепления к ружью (линю катушки); другая – для карабина. Участок плетенки, предназначенный для петли, одет в оплетку от линя (или другого подходящего капронового шнура). Сложенная петля надежно сшивается прочной нитью. Прошитый участок (1.5 – 2см) покрывается клеем и туго бандажируется. Поверх бандажа (ближе к краю) ниткой намотано утолщение – оно, как и бандаж, также насквозь пропитано клеем (я использовал эпоксидную смолу). Это утолщение служит стопором. Одна сторона готова. На плетенку надевается катетер, и процесс повторяется (только нужно надеть карабин на вторую петлю, прежде чем сшивать). Дождавшись высыхания клея, поступаем как обычно: натягиваем трубку на утолщение и затягиваем нитью. Я пользуюсь узлом для резиновых тяг арбалетов (на самом деле, этот узел наз. "констриктор"). Очень его рекомендую. Не берите для этой цели слишком уж тонкую нить – возьмите потолще, чтобы не резала резину (прим.6). Оплавьте кончики и покройте эту перевязь резиновым (неопреновым) клеем. Это все. Хотя можно добавить еще один небольшой "штрих": перед заделкой плетенки в амортизатор, ее неплохо пропитать силиконовой смазкой. Это несколько уменьшает трение плетенки о резину внутри амортизатора, а значит, улучшает его работу в целом. Quote
Adept6 Posted December 28, 2009 Author Posted December 28, 2009 При желании можно добавить вертлюжок (тоже наз. "карабин"). Вроде тех, что на фотографии (продаются в рыболовных магазинах, причем разных типоразмеров). Но я обхожусь без вертлюга. На мой взгляд, в нем есть смысл, если использовать очень длинный рабочий линь. Да и то, укладывание линя на линесброс восьмеркой не дает ощутимого перекручивания. Quote
Adept6 Posted December 28, 2009 Author Posted December 28, 2009 Конечно, такое изделие требует определенного старания и некоторого времени. Но, принимая во внимание, что главная трудность – в изготовлении "начинки" амортизатора, (а срок жизни ее долог),– есть смысл проявить усердие. Резина в случае повреждения меняется за 10 минут. Quote
Adept6 Posted December 28, 2009 Author Posted December 28, 2009 Примечания: 1. Этот показатель может несколько меняться в силу разных причин, напр., цвета резины. Мне попадались катетеры различных оттенков: от коричневатого до бледно-желтого. Светлые были эластичнее и растягивались лучше. 2. Не любая плетенка изготавливается из "Дайнемы". Смотрите, что написано на упаковках. Например, вот: (нам, в принципе, важна реальная разрывная прочность, а не то, из чего сделано и что написано). Quote
Adept6 Posted December 28, 2009 Author Posted December 28, 2009 3. Применительно к плетеным шнурам, понятие "диаметр" – весьма условно. Также не слишком доверяйте заявленным значениям тестов. Обычно они завышены, поэтому лучше сами протестируйте плетенку на разрыв, неважно, собрали вы ее в реке на корягах, или приобрели в магазине. 4. Возможно и меньше, ведь прочность на разрыв самой резины тоже значительна: трубку диам.6.7мм (катетер№20) я не смог разорвать, растягивая ее безменом на 20кг. Безмен зашкалило, а более мощного измерительного прибора в наличии не было, так что для приведенного примера достаточно 15-16 нитей. Этим же способом позже был проверен самый тонкий катетер – №16. Результат был таким же. Я вообще убежден, что подобная прочность в наших условиях по большей части излишня: чтобы порвать даже 60кг, необходим сильный, но главное, жесткий рывок. А именно этого и не допустит хороший амортизатор. 5. Плетенки бывают разные, и не все одинаково хороши для этой цели. Напр., плотного плетения, жесткие шнуры – не лучший вариант. Идеально подойдет мягкий шнур рыхлого плетения – такие шнуры могут быть как спиннинговыми, так и для карповой ловли. Диаметр не так важен. 6. Это может не помочь, если использовать непроверенный материал. Однажды я изготовил амортизатор из резиновой трубки от китайского эспандера. Через два дня, приехав на охоту, обнаружил, что резину отрезало в месте затяжки ниткой, хотя дома все было нормально. Видимо, эта резина "устает", не выдерживая сколько-нибудь длительной нагрузки. Вариант из рыболовной рогатки я не проверял. Амортизаторы из катетеров живут годами без признаков повреждения в месте затяжки. Quote
Adept6 Posted December 28, 2009 Author Posted December 28, 2009 Оказалось, что не все умеют вязать "констриктор" -- узел, который упоминался выше. Исправляю свой недочет. Это, в сущности, обычный простой узел, но дополненный важной фишкой: он имеет еще один виток, который ложится поверх узла, препятствуя его ослаблению. Чем туже мы затягиваем концы, тем туже этот виток прижимает узел. Надеюсь, нарисовал понятно. И еще малюсенький совет. Затянув узел, обрежьте концы, оставив небольшие хвостики (где-то миллиметра по три). Подплавьте их зажигалкой и сразу же прижмите влажным пальцем. Получится все гладко и ничего не будет торчать. 1 Quote
VADZJA Posted December 29, 2009 Posted December 29, 2009 А такой узел нужно эпоксидкой промазывать? Quote
Adept6 Posted December 29, 2009 Author Posted December 29, 2009 Не нужно. Затянешь - получится как в #3, поверху можно пройти клеем (любым нитро, я делал неопреновым) - будет как в #5. Quote
snik Posted December 30, 2009 Posted December 30, 2009 А такой узел нужно эпоксидкой промазывать?Этот узел называется лигатурный он не растягивается (применяется для внутренних швов которые не снимаются а остаются внури организма) Закрепить конечно нужно (кашу маслом не испортишь), но мягким клеем. А бокситка не подойдёт. Quote
Adept6 Posted December 30, 2009 Author Posted December 30, 2009 Этот узел называется лигатурный он не растягивается (применяется для внутренних швов которые не снимаются а остаются внури организма) Закрепить конечно нужно (кашу маслом не испортишь) но мягким клеем. А бокситка не подойдёт.snik, быть может, в медицине этот узел имеет свое особенное название (я не знаю), но всему миру он известен именно как "констриктор" - здесь я не ошибся. Существует еще версия "двойной констриктор" - все то же самое, но прижимных витка уже два. Такой узел затягивается еще сильнее. Quote
saargh Posted April 12, 2010 Posted April 12, 2010 Мой амортизатор приказал долго жить. Трубка катетера уже через полтора месяца использования начала проявлять признаки износа - материал стал покрываться мелкими разрывами, которые были видны в растянутом состоянии. Ближе к концу сезона трубка местами стала тоньше, и недавно при попытке растянуть просто порвалась.Исходя из того, что писал Роман, так быть не должно, отсюда вывод, что катетер попался шильный.Производитель катетера - Romed, не покупайте их изделия Рома, если есть возможность, напиши, кто выпускает те катетеры, которые ты используешь для изготовления амортизаторов. Quote
Kaa Posted April 12, 2010 Posted April 12, 2010 Роман, а как ты крепишь линь к карабину со стороны, где он открывается? Quote
Adept6 Posted April 12, 2010 Author Posted April 12, 2010 Роман, а как иы крепиш линь к карабину со стороны где он открывается?На конце линя сделана петля. Quote
saargh Posted April 12, 2010 Posted April 12, 2010 Роман, а как ты крепишь линь к карабину со стороны, где он открывается? Позволю себе предположить, что Рома делает на конце линя петлю, которую прошивает нейлоновыми нитками, туго бандажирует теми же нитками по верху прошитой части и покрывает бандаж слоем эпоксидки для еще большей надежности и долговечности.Угадал? UPD: упс, Рома опередил Quote
Adept6 Posted April 12, 2010 Author Posted April 12, 2010 Абсолютно точно. Но кто не хочет - может не заморачиваться. Вполне можно и завязать эту петлю. Quote
saargh Posted April 12, 2010 Posted April 12, 2010 Абсолютно точно. Но кто не хочет - может не заморачиваться. Вполне можно и завязать эту петлю. Добавлю, что если вязать петлю, то лучше использовать не обычную "дубовую" петлю, а либо "фламандскую петлю", либо "совершенную петлю": Эти узлы имеют ряд преимуществ, основные из которых в том, что их относительно легко развязать при необходимости и они не ослабляют веревку (линь) так сильно, как дубовая петля. Quote
Adept6 Posted April 12, 2010 Author Posted April 12, 2010 Мне кажется, "совершенная" петля лучше тем, что узел более компактен, чем у "фламандской". Quote
bras82 Posted April 12, 2010 Posted April 12, 2010 А эти самые катетеры в аптеке проще купить или достать в больничке, а то я в прошлом году сделал ради эксперимента амортизатор из резинового шланга небольшого диаметра, туговато получилось. Adept6, какую проволоку используешь для карабина, и каких размеров сам карабин получается, если можно поподробней, уж очень понравилось твое исполнение. Quote
Adept6 Posted April 12, 2010 Author Posted April 12, 2010 У нас в Могилеве эти катетеры есть практически в любой аптеке. Не всегда могут быть на витрине (чаще нету), но спрашиваешь - говорят: "Есть, какой вам номер?"Проволоку я использую пружинную, наверное 65Г, диаметром 1,7 - 1,8мм. Проволока уже идет улучшенная, не надо отжигать, потом закаливать - сразу гну, она не лопается, а упругих свойств ее и так более чем достаточно. Иногда встречается оцинкованная, но для пресняка не критично. Впрочем, при желании можно готовое изделие отдать на оцинковку (если есть знакомые в гальванике). Длина у меня обычно в районе 45мм. Quote
Adept6 Posted April 12, 2010 Author Posted April 12, 2010 Наверное, имеешь в виду намотку проволоки. Да, запаяна - так лучше, поскольку при сильной нагрузке на карабин не будет возникать нежелательного скольжения намотки по проволоке. Это дает дополнительную устойчивость к деформации. Quote
петрусевич Posted April 12, 2010 Posted April 12, 2010 Производитель катетера - Romed, не покупайте их изделия Андрей (saargh),полностью с тобой согласен . Не берите катетеры фирмы ROMED, только что растянул аммортизатор линя , и сразу появились трещины, амортизатор пролежал зиму и ему 3.14здец. Quote
Adept6 Posted April 15, 2010 Author Posted April 15, 2010 Хочу дать дополнительный совет тем, кто захочет изготовить себе подобный амортизатор.Я считаю, чем больше длина резиновой части - тем эффективнее работа в целом. Для ружей (размера 50-55 и более) с задним расположением рукоятки - все просто: расстояние от переднего крюка до флажка линесброса достаточное, чтобы амортизатор с карабином лег в одну линию. Вот так, как на первом фото. Но у моделей со средним расположением ручки это расстояние будет меньше (при флажке ЛС в районе рукоятки и схожей длине ружья). Чтобы не слишком укорачивать резину - есть смысл немного видоизменить амортизатор, поместив карабин на некотором удалении от резины (так, чтобы он пошел на второй виток). Типа этого: 1 Quote
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.