Jump to content
Форум Akvalang.com

Recommended Posts

Posted

Что я могу сказать - выглядит вся эта конструкция, конечно, героически, и для целей "выживания" под водой, наверное подходит. А если мы не "выживать" туда лезем, а просто понырять охота?



Рассуждения о независимых спарках


Многочисленные дискуссии, которые регулярно разгораются на просторах Интернета, о преимуществах и недостатках «независимых» спарок, привели меня к мысли о том, что неплохо бы сесть и разобраться с этим вопросом.

В общем, я сдул пыль со старого учебника NACD “ The Art Of Safe Cave Diving ” (издание 1995 г.), и полез в статью Билла Гэвина “ Equipment configuration ”. Несмотря на то, что статья написана более 10 лет назад, она ничуть не потеряла своей актуальности. Посмотрим, что же могут рассказать нам умные люди.

Идея о том, чтобы соединить два баллона, подключить к ним два регулятора, иметь возможность изолировать любой из этих регулятором и по прежнему иметь доступ КО ВСЕМУ запасу воздуха в обоих баллонах, зародилась в умах кейв-дайверов более 30 лет назад. Первым ее воплотил в жизнь Др. Джордж Бенджамин – первооткрыватель знаменитых Багамских морских пещер. Изобретение оказалось на редкость удачным, и во многом, именно ему мы обязаны тем уровнем безопасности, который существует в современном кейв-дайвинге.

Не смотря на широкую популярность манифольда, споры об использовании в кейв-дайвинге «альтернативных» конфигураций, похоже, не утихали никогда. Многие пытались сделать «бумажный анализ» и сравнить преимущества и недостатки спарки с манифольдом против спарки независимой. Некоторые из таких теоретических «исследований» были весьма интересны и всеобъемлющи, однако все они страдали главным недостатком – они не были подкреплены РЕАЛЬНЫМ ОПЫТОМ В ВОДЕ.

В случае с независимой спаркой, существует одна серьезная проблема – что делать с напарником, у которого закончился воздух. Сторонники независимых спарок утверждают, что если бы все использовали только независимые спарки, то не существовало бы такой катастрофической поломки, при которой дайвер мог бы остаться без воздуха. К сожалению, в этой логике есть один существенный недостаток. Предполагается, что ситуация, когда дайвер остается без воздуха, возможна исключительно по причине отказа или поломки снаряжения. На самом деле, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ТАКИХ СИТУАЦИЙ ВОЗНИКАЮТ ПО ПРИЧИНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОБШИБКИ.

Нужно заметить, что кейв-дайвер во время погружения – существо достаточно занятое как умственно, так и физически. Для того чтобы описать ситуацию, когда человек одновременно должен сделать несколько вещей психологи используют термин - task loading (перегрузка выполняемыми задачами). Известно, что чем больше вещей мы пытаемся сделать одновременно, тем больше вероятность, что мы допустим ошибку.

В принципе, не так уж важно по какой причине дайвер довел свой запас воздуха до критической точки – воздействие стресса, небрежность и невнимательность, стремление не отстать от остальных – результат получается один и тот же. Дайвер оказался без воздуха по причине человеческой ошибки, и никакая конфигурация снаряжения не в состоянии изменить этого факта. Однако, если конфигурация снаряжения диктует необходимость совершения каких-либо дополнительных действий и увеличивает нагрузку на дайвера, то вероятность такой ошибки значительно возрастает.

Когда ошибка уже допущена, и мы оказались в сложной ситуации, никакое количество «бумажной» логики не поможет нам решить проблему. Помочь нам выкарабкаться из создавшейся ситуации может только напарник у которого есть воздух, и у него гораздо больше шансов проделать это успешно, если конфигурация его баллонов позволяет ему принимать простые и быстрые решения.

Теперь представим себе, что ваш напарник сообщил вам радостную новость – у него кончился воздух. И как вы собираетесь вытаскивать его из пещеры на своей независимой спарке? Вы оказались максимально загружены в наиболее критический момент погружения. Какой регулятор вы отдадите напарнику? На обоих регуляторах стоит длинный шланг? Какой именно из регуляторов у вас во рту?

Во время погружения вы постоянно меняете регуляторы туда-сюда. Вы задумывались о том, что тем самым вы постоянно меняете процедуру помощи напарнику, который остался без воздуха (впрочем, может быть у вас три регулятора?). Можно, например, установить хотя бы на один баллон Y – вентиль, подсоединить к нему регулятор на длинном шланге, и держать его пристегнутым. Только в этом случае вы не сможете передать напарнику тот регулятор, из которого вы дышите, и который гарантировано работает. Многие считают, что передача того регулятора, из которого дышат – это наиболее безопасная и эффективная процедура. По этой причине, вариант с пристегнутым регулятором не лучшая альтернатива.

Другой вариант – иметь два длинных шланга. Только теперь, вам надо придумать, как их уложить, чтобы они не мешались с остальным снаряжением и не путались между собой.
И все–таки, где же тот регулятор, который вам надо отдать?

Если у вас независимая спарка с одним длинным шлангом, то вы можете поделится воздухом только из одного баллона. А как быть с тем, что вероятнее всего, ваш напарник будет, как бы это сказать - немного взволнован, и его ритм дыхания во время выхода будет больше обычного? Логично было бы отдать ему регулятор от того баллона, где осталось больше всего воздуха. Но если у вас только один длинный шланг, то это не вариант. Что мы будем делать, если один баллон у нас закончится, а до выхода будет еще несколько сотен футов? Дышать из одного регулятора весь остаток пути? А как быть с прохождением узостей?

Попытки решить эти проблемы привели к тому, что некоторые кейв-дайверы НА САМОМ ДЕЛЕ стали погружаться с ДВУМЯ Y – вентилями, ЧЕТЫРЬМЯ регуляторами и ДВУМЯ длинными шлангами. Печально то, что перегружая себя снаряжением и усложняя его конфигурацию они существенно увеличивают вероятность возникновения проблем, гораздо более реальных, чем поломка манифольда.

Допустим, что такой дайвер окажется в ситуации, когда ему надо передать один из его длинных шлангов. Теперь поставьте себя на место дайвера, у которого закончился воздух – вы наблюдаете, как ваш напарник копается среди своих четырех регуляторов, пытаясь найти нужный, отстегнуть его и передать вам. Четыре шланга низкого давления, один или два шланга инфлятора, провод от основного фонаря и прочее пещерное снаряжение только добавляют оптимизма в эту картину. Добавьте для полноты две основные ходовые катушки и три «прыжковые» - вы еще не потеряли надежду получить воздух? Про таких дайверов иногда говорят, что они могут утонуть имея полные баллоны воздуха за спиной, и с большой вероятностью ВЫ утоните гораздо быстрее, чем этот персонаж найдет немного воздуха для ВАС.

Впрочем, случилось чудо – «плавучий магазин подводного снаряжения» нашел нужный регулятор, и передал его вам до того, как вы утонули. Вполне естественно, что вы несколько взволнованы происходящим (не каждый раз выпадает такое счастье), и вы прикончили один из двух баллонов до того, как выбрались из пещеры. От запасливого напарника вам достается второй регулятор на втором длинном шланге. Теперь, нужно что-то сделать с первым, уже ненужным, длинным шлангом. Конечно, можно оставить его, чтобы он тащился за вами до самого выхода. На второй или третий раз вы либо придете к мысли, что его все-таки надо убрать, либо решите, что с таким раскладом надо завязывать.

Добавьте к этому количество О-рингов, которые могут лопнуть, необходимость увлекательного поиска среди четырех регуляторов, в попытках понять какой же из них нужно изолировать, неограниченные возможности запутаться в ходовом конце, решение непростой теперь задачи добраться до нужного элемента снаряжения или снять его (регуляторы, резервные фонари, катушки и пр.), и учтите, что все это вызывает СТРЕСС. Наверное, теперь вы понимаете, почему два Y вентиля на независимой спарке - одна из наихудших конфигураций, которую только можно себе представить.

Что может сделать в подобной ситуации дайвер, который использует спарку с манифольдом? Он просто отдает напарнику регулятор на длинном шланге и концентрируется на том, как выбраться из этой ситуации живыми. Как мы видим, у такого дайвера набор возможных решений достаточно ограничен, и это неплохо, потому что в такой критической ситуации он вряд ли вспомнит, как его зовут.

В ситуации, когда у кого-то заканчивается воздух, события разворачиваются отнюдь не размеренно и по плану. Эти ситуации внезапны и вызывают хаос – реакция на них должна быть инстинктивной и незамедлительной. В противном случае, есть вероятность, что ничем хорошим это не закончится.

Если вы думаете, что это проблемы теоретического плана, то вы просто не попадали в ситуацию когда заканчивался воздух. Это очень реальные проблемы, и даже самым лучшим дайверам бывает непросто их решить. Многие подтвердят, что дайвер, который остался без воздуха, БУДЕТ вырывать регулятор у вас изо рта, несмотря на свою подготовку и отработку такой ситуации на поверхности. Если находится без воздуха достаточно долго – любой будет реагировать таким образом. В такой момент, дайверу, у которого ЕСТЬ воздух, лучше иметь быстрое решение проблемы. При любом возможном сценарии, независимая спарка делает ситуацию OUT OF AIR гораздо более сложной – и это в тот момент, когда быстрота реакции означает разницу между жизнью и смертью.

Если бы кейв-дайверы были роботами и не совершали ошибок, то возможно независимая спарка была бы более безопасной, чем спарка с манифольдом. Но, кейв-дайверы совершают ошибки – этот факт, который обычно не принимают во внимание при анализе различных конфигураций. Мы люди и мы склонны ошибаться – когда речь идет о снаряжении для жизнеобеспечения, наверное, имеет смысл выбирать наиболее простую альтернативу. Конечно, анализировать все имеющиеся возможности- это хорошо, но не нужно забывать, что за сотни тысяч погружений в пещеры, НИКТО НЕ УТОНУЛ ПО ПРИЧИНЕ ПОЛОМКИ МАНИФОЛЬДА. Похоже, что этот факт сторонники независимых спарок совсем упускают из виду.

Имеет ли смысл использовать более сложную и опасную систему, мотивируя это потенциальными отказами снаряжения, которые случаются крайне редко и которые не унесли ни одной жизни?

Источник: http://www.diveclub.lv/index.php?pid=33334

  • Upvote 2
Posted
Если чел идет с независимой спаркой, то он должен переключаться между баллонами по 1/3. Выцедил одил баллон на 1/3 - или назад, или цеди 1/3 из второго (в зависимости от того, возвращаться начинают на 1/3 или 1/6) - не понимаю, как таким образом можно дойти то того, чтобы кончился воздух? Да и вообще сейчас сайдмаунт модно, а там манифольда нет.
  • 1 year later...
Posted

Да и вообще сейчас сайдмаунт модно, а там манифольда нет.

К слову вот вариант сайдмаунта с изолирующим манифолдом по низкому давлению.

 http://utdequipment.com/new/images/z_side-mount/components/z-manifold/z_man_iso_onbody_hoses.jpg

Posted
 

И где фото?

 

 

еще несколько фоток не помешали бы

а пожалуйста. Вот как будет выглядеть сет регуляторов с манифолдом (первые ступени не показаны, они подключаются к мосту по низкому давлению через свагелок).

http://akvalang.com/forum/uploads/gallery/album_218/gallery_2720_218_5780.jpg

Обычно мост (манифолд) крепится к верхней пластине сайдмаунт-подвески. 

http://akvalang.com/forum/uploads/gallery/album_218/gallery_2720_218_84114.jpg

 

Это система с изолирующим манифолдом от UTD. На этих двух фото только манифолд UTD, подвеска и крыло - похоже сторонние, трудно судить по этой фотографии. Сама же система Z-сайдмаунт от UTD выглядит так - вот так. Просто там на фото не очень хорошо виден манифолд. Z-sidemount от UTD в 2012 году на DEMA была признана лучшей системой года для СМ-дайвинга. Но мне лично она не очень нравится, в частности считаю что манифолд это штука на любителя, а в сочетании с двумя свагелоками удорожает конструкцию без малого в два раза.

К слову в сайдмаунте есть и манифолды не изолирующие (без возможности разобщения баллонов):

 

http://akvalang.com/forum/uploads/gallery/album_218/gallery_2720_218_139735.jpg

 

Если кому то интересно мое мнение, то я не пользуюсь мостом в СМ вообще. хотя он у меня есть. 


К слову UTD вообще продвинутое агенство, довольно современное и креативное. Если не отступать от темы, а говорить про спарки с возможностью разобщения вот интересное решение с использованием комбинированного манифолда с применением гибкого шланга высокого давления.

http://akvalang.com/forum/uploads/gallery/album_218/gallery_2720_218_79318.jpg

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...