Выполняю обещание и выкладываю отчет по своей новой катушке)). КАТУШКА С ВЫСОКИМ "КПИ". Это я так шуточно обозвал - КПИ ))). Как посчитать коэффициент полезного использования в катушке (и возможно ли вообще) - мне неведомо. Но, размышляя над повышением эффективности катушки, мне хотелось сделать ее: 1. как можно надежнее, 2. как можно прочнее (при небольшом весе), 3. совместить компактность с максимальной вместительностью линя (для заданных размеров).. Первых два пункта решил, делая катушку цельнометаллической (Д 16Т), и убрав все выступающие приблуды (что сделало ее "незацепляйкой". Третий пункт реализован "закрытым" типом катушки. Вот что получилось: Катушка "вертикалка", рассчитана на ресивер 32 мм; крепление к ресиверу стальным проволочным хомутом Ф3мм. Это ОЧЕНЬ прочное крепление, проверенное длительной практикой и доказавшее свою надежность. Незацепляемость обеспечивается, во-первых, отсутствием рукоятки вращения как таковой. Во-вторых, "спрятанной" в углубление шпули гайкой фрикциона. Функцию рукоятки вращения выполняет внешняя щечка шпули. Ее диаметр несколько больше диаметра корпуса катушки, а по ребру имеется накатка. Подматывать удобно даже в зимних трехпалых рукавицах; делать это, как оказалось, вполне себе удобно и быстро. Ненамного медленнее, чем обычной рукояткой. Кроме того, как показывает практика - полностью катушка разматывается весьма и весьма редко. Размер "повседневной" добычи (не трофейной) - не настолько велик, и подматывать в наших условиях более 3 - 5 м приходится не так уж часто. Ну, а если попадет реально крупный трофей - то и повозиться не в тягость. Хотя, повторюсь, никакой реально возни и нет - мотать вполне удобно. Даже в Украине, где с трофеями намного побогаче нашего - тоже имеется такой тренд - отказ от рукоятки и подмотка самой шпулей. Тем не менее, в катушке предусмотрена возможность установки рукоятки - если уж сильно кому-то надо. Для этого на всякий случай имеется отверстие в шпуле. Фрикцион такой же конструкции, как и на моих остальных катушках. Более удачного мне пока не встречалось. Принцип я полностью заимствовал с катушек Якова Ивановича Руденко (автора ружей "Тайпан"). Но в данном случае фрикцион я спрятал в габаритах катушки. Он не выступает наружу, и кроме того, имеет конусную поверхность. Ни линь, ни что другое не способно за него зацепиться. Вместимость, или, скажем, максимально полезное использование габаритов. Это достигнуто вышеперечисленными мерами. На этой схеме слева - моя катушка, справа - "обычная" компоновка. Видно, что при одних и тех же габаритах (если даже смотреть только по фрикциону - без учета рукоятки) - схема слева вместит больше линя. Вот еще - сравнение с другими "вертикалками". Слева - "Атака", справа "Пеленгас". По виду они, вроде бы, кажутся меньше и компактнее, но в реале гораздо габаритнее и "цеплючее": Жесткость конструкции. Жесткость (и прочность) "вертикалок" часто обеспечивается двусторонней опорой на корпус оси вращения. Как в "Атаке", или, например, в мастеровой катушке от Андрея Фалеева. В "Пеленгасе" этого нет - крепление оси к корпусу только в одной точке. Да еще и корпус из нержавейки недостаточно жесткий. Поэтому катушка "играет" и гнется при нагрузке. В моем случае опора тоже в одной точке, но корпус очень жесткий и прочный - при боковых нагрузках ось не "играет" совершенно. А если уж приложить какие-то совсем запредельные усилия - специальные "ступеньки" на передней стенке шпули в пределах упругой деформации упрутся в стенку корпуса. Стрелкой эти ступеньки показаны на фото, а на выложенной ранее рисованной схеме также можно видеть, что я имею в виду. Катушка эта закрытого типа, т. е. шпуля полностью помещается в закрытом корпусе. Это дает возможность заполнять шпулю линем полностью - доверху - не опасаясь, что линь, "расслабившись" (напр. при небольшой перебежке шпули), свалится несколькими витками - и образуется захлест. Я специально сделал тест на перебежку - не вытягивая из катушки линь, прокрутил шпулю вперед более 10 (!) оборотов. Никаких проблем! Кольца линя внутри "распушились", заполнив все внутреннее пространство, причем из-за этого крутить дальше стало затруднительно. Но катушка осталась рабочей - никакой "бороды" и никаких задержек при последующем вытягивании линя не возникло. Катушка может быть установлена под любую руку - фрикционом направо либо налево. Поэтому два симметричных окна для выхода линя. Окна эти намеренно выполнены большими (не так, как обычно делают узкие амбразуры). Это дает возможность линю (даже жесткому и толстому линю) - легко, без трения, поворотов и изломов - сходить при потяжке под любыми углами к ружью. И несколько цифр напоследок. Вместимость 25 м линя Ф2мм. Масса катушки 108 г. Максимальный диаметр (внешняя щечка шпули) - 71 мм. Поперечный габарит (по оси) - 55 мм. PS. Катушка готова, но пока не анодирована. Скоро отправится в Украину для холодного анода. Надеюсь, что-нибудь из написанного пригодится нашим очумельцам в их творчестве))