Вот мои катушки (недавно изваял - все готово, только пока нет анода). Цель была - сделать компактную катушку, вмещающую 17 - 20м линя (2 мм). Для Беларуси - больше не нужно. На первом месте - надежность работы (полное исключение "бороды"). Диаметр шпули 63 мм, материал Д16, вес 70 г. Исходником была круглая форма в виде барабана, подобная тому, что выше выкладывал Валера. Но убрано все лишнее, благодаря чему достигнут весьма небольшой вес для цельнометаллической катушки. И ничто не препятствует быстрому просыханию линя. Справа - вариант для более удобного сочетания с подствольником (обычно на недлинных ружьях), когда торец фонаря слишком близко примыкает к катушке. Поэтому "амбразура" линя смотрит несколько в сторону. Корпуса катушек имеют защиту от сваливания линя. Даже при сильной перебежке - спутывание и сваливание линя со шпули невозможно. Зазор между защитой и шпулей составляет 0,8 мм. Никакой линь проскочить в зазор не может. При внешних ударах или нажимах на защиту - она упруго пружинит, опираясь на борт шпули и возвращается в исходное положение без деформации. Устройство фрикциона, вроде, мной когда-то описывалась. Я его полностью позаимствовал у катушек Якова Ивановича (автора Тайпана). Из всех, мною виденных - это самая удачная конструкция. Ее основу составляет нержавеющая пружина: Одна из катушек сделана под ресивер 30мм, другая - под 32мм. Крепление к ресиверу - специальным хомутом. Хомуты сейчас не под рукой, но есть фотка другой моей катушки (переделанной яковской) с точно таким же креплением. Вот для наглядности: Хомут ф3мм на ножках имеет резьбу; снизу они затягиваются особыми винтами с внутренней резьбой. Очень прочное крепление - свернуть катушку нереально. В отличие от изоленты - можно не думать о поверхности ресивера из-за состава клеящего слоя, и вообще - хорошая "вентилируемость"... Ну и эстетичнее, вроде))... Теперь катушки собираются совершить вояж в Запорожье - где они должны получить качественный холодный анод.